Знаменитые халявщики: споры о плагиате
В музыке всего семь нот, однако из них сконструировано немыслимое количество разных мелодий и песен, которые приносят неплохие деньги. И именно поэтому разбирательствам по поводу музыкального плагиата (то есть несанкционированного использования) не видно конца.
А деньги где?
С 1965 года таких дел было более ста. Наследники американского джазового музыканта Гленна Миллера, который умер за 20 лет до этого, услышали нечто знакомое в популярной тогда битловской песне «All You Need Is Love» и сразу же потребовали выплаты отчислений. Через год «проснулся» другой композитор, у которого возникли вопросы к песне «Ob-La-Di, Ob-La-Da» всё той же ливерпульской четвёрки, и он успокоился лишь после того, как Пол Маккартни, которому тогда было 27 лет, во избежание тюрьмы выплатил неназванную сумму. Затем основоположник рок-н-ролла Чак Берри счёл «содранной» у него песню Beatles «Come Together». Спор удалось (ведь тогда не было социальных сетей) урегулировать по-тихому, а в качестве компенсации Джон Леннон (на пластинке он был указан как автор) включил в свой сольный альбом аж целых три песни звукозаписывающей компании, которая опекала Чака Берри.
Английская группа Kinks назвала плагиатом суперпопулярную песню Doors «Hello, I Love You», однако шума не получилось. Ещё бы: ведь некая звукозаписывающая компания подал в суд аж на битла Джорджа Харрисона из-за песни «My Sweet Lord». Сумму компенсации сначала оценили в 1 599 987 долларов, но впоследствии снизили до 587 тысяч. После того как деньги были выплачены, бразильский поп-исполнитель начал судиться с Родом Стюартом, утверждая, что песня последнего «Da Ya Think I’m Sexy?» («Ты считаешь, что я сексуален?») – плагиат его произведения. Стюарт с ним согласился, извинился и заплатил неустойку, а прибыль от трансляции этой вещи направил в ЮНИСЕФ (фонд помощи детям под эгидой ООН).
Группа авторов выдвигала претензии к хиту Мадонны «Papa Don’t Preach» («Не читай мне нотации, папа») – в оригинале их песня называлась «Сахар не кусается». Были разбирательства с группой ZZ Top по поводу их композиции «Thug», с Миком Джаггером (впоследствии, правда, жюри из шести человек признало, что его песня «Just Another Night» плагиатом не является), с Nirvana из-за их «Come As You Are» («Приходи как есть») – потом гранжеры заплатили настоящему автору неустановленную сумму, а вот Мадонна заплатила вполне определённую сумму в 2, 5 млн ливанской певице, у которой «слямзила» песню «Эротика».
«Лям» – туда, «лям» – сюда
Американка Мэрайя Кэри отдала больше полутора миллионов плюс авторские отчисления и неназванную сумму за пять «позаимствованных» ею песен. Компания, выпускавшая пластинки американской группы Creedence Clearwater Revival, подала в суд на бывшего лидера коллектива Джона Фогерти, обвинив его в том, что в своём сольном творчестве он исполняет что-то очень похожее на его старые хиты (суд потом, правда, с этим не согласился).
Группа «Квин» и Дэвид Боуи судились с начинающим рэпером по имени Ванилла Айс, который использовал их гитарные риффы песни «Under Pressure» («Под давлением») в своём хите 1990 года «Ice Ice Baby» (на последующем суде парень признал, что был неправ). Чернокожий слепой исполнитель Стиви Уандер выдвигал аналогичные претензии к группе Оasis, Police – к рэперу Пафу Дэдди, певица Кей Ди Лэнг – к «Роллинг Стоунз», группа «Радиохэд» судилась с Ланой Дель Рей. Девушка потом писала в соцсетях, что предлагала группе 40%, но парни отказались, поскольку хотели получать все сто. Элис Купер бодался по поводу плагиата с группой Kiss, а те – с Брюсом Спрингстином (правда, потом рокеры отозвали свои претензии из-за уважения к личности певца).
Немало шума наделали претензии гитариста мало кому известной американской группы к песне «Лестница в небо» Led Zeppelin. Цеппелинам пришлось отстаивать свои права целых шесть раз в суде, и лишь седьмая их апелляция закончилась победой. Правда, они и сами не без греха, поскольку «позаимствовали» у американского блюзмена Мадди Уотерса кое-что, ставшее основой их хита – песни «Whole Lotta Love» (позже парни заплатили автору неизвестно сколько).
Если продолжать разговор о судах, то начинающий певец Бруно Марс был там четыре раза, «Роллинг Стоунз», Мэрайя Кэри, группа «Оазис» – три, Мадонна и рэпер Канье Уэст – два раза, Эминем и сестра Майкла Джексона Джэнет – один раз. Судился и сам «король поп-музыки», а также певицы Нелли Фуртадо, Бритни Спирс, Тейлор Свифт и Кэти Перри, Эд Ширан, группа Guns N’Roses и многие другие.
Какие-то вопросы удавалось урегулировать, и настоящие авторы были указаны на пластинках (за что им полагается половина авторских), кому-то деньги были заплачены во внесудебном порядке, но некоторые суды длятся уже много лет, поскольку плагиаторы подают нескончаемые апелляции в надежде вывернуться: Ванилла Айс, например, в своё время уверял суд, что из-за дополнительного бита (!) сходство с оригиналом исчезло напрочь. Так что теперь настоящие авторы настаивают на чётком и полном соблюдении всех букв договора: ведь группа Verve, с которой «роллинги» несколько раз судились, использовала намного большее количество оркестровых аранжировок, чем было оговорено первоначально. Да так ли всё это важно, скажете вы? Да, важно, ведь сумма компенсаций ныне равняется 5–7 млн долларов плюс половина авторских отчислений бессрочно…
Источник: argumenti.ru