Забытый подвиг полярного летчика

0 0

Забытый подвиг полярного летчика

16 апреля этого года в Розовой гостиной ДК г.о. Жуковский состоялось очередное заседание Клуба любителей авиации «Взлётная полоса», посвящённое приближающемуся 80-летию Победы.

Общеизвестно, что в годы Великой Отечественной войны на аэродроме Лётно-исследовательского института базировались соединения авиации дальнего действия. Знаменитые военные лётчики летали в тыл врага с этого аэродрома.

Отдельно было рассказано об уникальном перелёте 1942 года, в ходе которого нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов, вылетев на бомбардировщике ТБ-7 (он стал называться Пе-8 после смерти его конструктора В.М. Петлякова в 1942 г.) с аэродрома ЛИИ, посетил Великобританию и США, где провёл важные переговоры об открытии второго фронта. Ведущим этой встречи стал историк авиации Андрей Симонов.

ЛИИ в годы войны

Не секрет, что становление Лётно-исследовательского института (ЛИИ) практически совпало с началом Великой Отечественной войны. Уже 23 июня 1941 года в ЛИИ было введено военное положение, создана команда местной противовоздушной обороны (МПВО — аналог более поздней Гражданской обороны) и введена светомаскировка.

Часть имевшихся на аэродроме ЛИИ истребителей была срочно приведена в боевое состояние: на них было установлено оружие и загружен боезапас. Так началась работа Лётно-исследовательского института в период Великой Отечественной войны.

В начале июля 1941 года в связи с угрозой налётов немецкой авиации на Москву по инициативе лётчика-испытателя Н.В. Гаврилова из лётчиков-испытателей ЛИИ была создана 2-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, состоявшая из пяти звеньев, в каждое из которых входило по три лётчика.

Самолётный парк 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи состоял из шести МиГ-3, четырёх И-16 и двух И-153. Лётный состав авиаэскадрильи состоял из лётчиков-испытателей института: М.К. Байкалова, Н.В. Гаврилова, М.Л. Галлая, Е.Н. Гимпеля, А.Н. Гринчика, В.А. Олиферко, П.М. Попельнушенко, В.Л. Расторгуева, Ю.К. Станкевича, В.П. Фёдорова, М.Ф. Фёдорова, В.В. Шевченко, И.И. Шелеста, Г.М. Шиянова, В.Н. Юганова и А.П. Якимова. Командиром эскадрильи был назначен А.Б. Юмашев.

В ночь на 22 июля 1941 года немецкая авиация совершила первый массированный ночной налёт на Москву. Он продолжался с 22 часов 25 минут 21 июля до 3 часов 25 минут 22 июля и производился четырьмя последовательными эшелонами. В налёте участвовало 197 вражеских бомбардировщиков.

Забытый подвиг полярного летчика

В ходе отражения первого вражеского налёта на столицу было сбито 22 вражеских самолёта, два из которых — на счету лётчиков-испытателей ЛИИ. М.К. Байкалов сбил Хейнкель He-111, который упал в районе Пресни, а М.Л. Галлай повредил Дорнье Do-17, который упал ранним утром между Витебском и Смоленском.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1941 года Матвей Карлович Байкалов и Марк Лазаревич Галлай были награждены орденами Красного Знамени и стали первыми орденоносцами среди сотрудников недавно образованного Института.

Службы аэродрома ЛИИ обеспечивали ночные полёты самолётов Ер-2, Ил-4, Пе-8 и В-25 «Митчелл» в глубокий тыл противника. С сентября 1941 по февраль 1943 года на аэродроме также базировался 565-й истребительный авиационный полк ПВО на истребителях И-153 и МиГ-3.

С осени 1941 года аэродром института стал аэродромом подскока для дальних бомбардировщиков, базировавшихся в городе Иваново, а с апреля 1942 года по май 1944 года являлся местом основного базирования 45-й авиационной дивизии дальнего действия и других соединений авиации дальнего действия.

Полёт на Берлин

Так, в частности, 10 августа 1941 года полярный летчик Э.К. Пусэп под командованием Михаила Водопьянова совершил первый боевой вылет на Пе-8, успешно подвергнув бомбардировке Берлин.

При возвращении на базу самолёт Водопьянова, в котором Пусэп был вторым пилотом, оказался повреждён вражескими зенитками: из пробитого бензобака потекло горючее.

Забытый подвиг полярного летчика

М. В. Водопьянов совершил вынужденную посадку в захваченной немцами Эстонии. Э. К. Пусэп впервые оказался на родине предков. Покинув повреждённый самолёт, экипаж встретил перепуганного мальчика-пастуха; благодаря Пусэпу, не забывшему эстонский язык, лётчики смогли узнать у него дорогу до линии фронта и вернулись к своим, избежав плена.

К апрелю 1942 года Эндель Пусэп совершил 30 ночных боевых вылетов, нанеся бомбовые удары по Берлину, Данцигу и Кёнигсбергу.

Визит В.М. Молотова в Англию и США

В мае 1942 года Пусэпу доверили выполнить перелёт на Пе-8 с особой правительственной миссией. Экипаж бомбардировщика: командир Э.К. Пусэп, второй пилот В. М. Обухов, штурманы капитаны А. П. Штепенко и С. М. Романов, доставил правительственную делегацию СССР во главе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым в Англию и США для переговоров по открытию второго фронта в Европе.

Для того чтобы осуществить эту миссию, на бомбардировщике Пе-8 установили дополнительные баки с горючим и кислородные баллоны. В центральном отсеке временно разместили пассажирские сидения в виде табуреток. Согласно воспоминаниям участников перелёта, мягкие пассажирские сидения установили только во время промежуточной посадки в Шотландии. Пассажиров, а среди них были и женщины, облачили в меховые комбинезоны и снабдили кислородными масками.

В дальней авиации были случаи, когда члены экипажа бомбардировщиков случайно пережимали трубки кислородных масок, и они засыпали, теряли сознание и умирали от гипоксии. Поэтому один из бортстрелков Д.М. Кожин каждые 15 минут проверял всех членов делегации, а их было 11 человек, на отсутствие сна, и всё это продолжалось на протяжении 10 часов полёта. И не зря. В пути одной из пассажирок стало плохо, и она пыталась снять кислородную маску, но бортстрелок ей это не позволил сделать. Температура за бортом доходила до –40°С, в импровизированном пассажирском салоне было также холодно.

Забытый подвиг полярного летчика

20 мая 1942 г. в 4 часа 55 минут после 10 часов 00 минут полёта, преодолев 2700 километров, Пе-8 приземлился на аэродром Тилинг в Шотландии. Здесь с самолёта для снижения полётного веса сняли бронеспинки и бронеплиты, для бортовых пушек и пулемётов оставили по одному комплекту боезапаса. Дополнительно самолёт оснастили двумя надувными лодками (клипер-ботами), а всех членов экипажа и пассажиров снабдили надувными спасательными жилетами.

Затем последовал аэродром Рейкьявика (Исландия). По прибытии выяснилось, что связи с Америкой нет — придётся подождать и отложить полёт. К ночи связь восстановили, однако выяснилось, что погода на маршруте нелётная.

Судьбоносная встреча

В один из дней пребывания на аэродроме Рейкьявика Э.К. Пусэп разговорился с американским полковником Арнольдом. За кружкой пива полковник сообщил, что погода в районе аэродрома Тендер на острове Ньюфаундленд часто меняется.

— Помолчали, — вспоминал Пусэп, — покурили. Выпили ещё пива. Потом Арнольд, порывшись в своём картодержателе, вытащил свою полётную карту. Разложил её на столе и показал пальцем на нанесённый от руки красный кружок южнее озера Медвилл, находящегося на Лабрадорском полуострове.

— Гус-Бей. Аэродром. Хотя он и далеко от Ньюфаундленда, при случае может пригодиться. Правда, сейчас там готова только одна полоса, но длина её — 5820 футов (1800 метров) — вполне достаточна для вашего самолёта. Есть там и бензин, и масло. Есть также спальные мешки, консервы и горячий кофе. Ну, и виски — тоже, — закончил он, улыбаясь.

Допив пиво и поблагодарив доброжелательного американского коллегу за приятную беседу, я поспешил к себе. Разыскал свою карту и, найдя там озеро Медвилл, поставил южнее его кружок.

Из Рейкьявика вылетели в полночь с 28 на 29 мая. Уже на подходе к материку назначенный к посадке аэродром Гандер действительно оказался закрыт туманом, поэтому неожиданно подсказанный американским лётчиком запасной аэродром для экипажа Пе-8 оказался как нельзя кстати.

Пробыв недолго в Гус-Бее и подготовив корабль к новому полёту, взлетели и взяли курс на Вашингтон. С приближением к Вашингтону температура за бортом всё поднималась вверх. Моторы стали перегреваться, и из капотов по крылу начало литься моторное масло. Вскоре был выключен третий мотор, так как у него сгорели свечи. Через некоторое время был убран газ ещё у одного мотора. Так на двух с половиной моторах через 7 часов 50 минут после взлёта с аэродрома Гус-Бей долетели и утром 30 мая сели на одном из аэродромов в Вашингтоне, пролетев за 15 часов 22 минуты 4700 километров. А маршрут Москва — США составил почти 11 дней, полётное время составило 30 часов 46 минут.

Забытый подвиг полярного летчика

За выполнение этого полёта весь экипаж бомбардировщика был удостоен боевых наград. Командир корабля Э.К. Пусэп, штурманы А.П. Штепенко и С.М. Романов были удостоены звания Героев Советского Союза. Второй пилот В.М. Обухов, борттехники А.Я. Золотарев и В.И. Дмитриев были награждены орденами Ленина.

Источник: argumenti.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Дизайн Студия 'Хит Центр' Недвижимость в Черногории - продажа, аренда