Если с Югом вышел в путь
Владимир Путин на ПМЭФ-2025 окончательно определился
20 июня президент России Владимир Путин принял участие в пленарной сессии ПМЭФ-2025, и специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников обращает внимание на то, что четырехчасовая сессия принесла, конечно, новости, но не такие, как обычно, а более вялые, и видит в этом несомненную заслугу модератора дискуссии. Хотя несколько фраз предстоит тем не менее запомнить всем, причем подряд. Но это не благодаря, а вопреки.
Начало пленарного заседания затягивалось, но не драматично: Владимир Путин встречался с представителем короля Бахрейна Насером Бен Хамадом Аль Халифой, который позже оказался на сцене вместе с президентом России в качестве спикера. Кроме того, у российского президента были непубличные встречи, которыми он не мог или не хотел пренебречь.
Участники форума по традиции делали ставки на время начала пленарного заседания, причем некоторые ставки были очень даже выигрышными. Из трех человек, которые сделали ставки при мне, победил тот, кто поставил на самое позднее время, то есть на 15:45.
С приближением пленарного заседания оживились сотрудники стенда, на котором участникам форума предлагали заказать изучение генеалогического древа, в том числе на примере древа непосредственно Владимира Путина, составленного по заказу его двоюродного племянника Михаила.
На этот раз стенд пополнился копиями медалей отца Владимира Путина, пережившего Великую Отечественную войну, и документами, подтверждающими эти медали. В нулевой день форума к стенду было приковано законное внимание журналистов, а потом, когда форум начался, все остыли и уже не обращали внимания на стенд.
Точно так же в нулевой день все ждали талибов и дождались, а затем никто даже и не поинтересовался, куда они все делись.
И вот теперь путь большого количества участников форума, особенно VIP-участников, проходил мимо этого же стенда, и многие предусмотрительно останавливались, чтобы отдать должное памяти папы.
Модератором пленарной сессии выбрали гендиректора и ведущего телеканала Sky News Arabia Надима Котейша. Выглядело многообещающе: западно ориентированный арабский журналист должен был не испортить восточную песню и добавить в нее, может, здорового американского рок-н-ролла.
Сразу скажу: ставка не сыграла.
Кроме того, спикерами в белых креслах оказались президент Индонезии Прабово Субианто, заместитель премьера Госсовета КНР Дин Сюэсян и вице-президент ЮАР Пол Машатиле.
— И все равно некоторые продолжают утверждать, будто Владимир Путин находится в изоляции! — пока еще так же многообещающе заметил Надим Котейш.— Я думаю, что гости, напротив, свидетельствуют о том, насколько многополярным стал наш мир!
Доклад Владимира Путина на форуме был долгим. Настолько долгим, что сразу после него началась стремительная текучка кадров форумчан и форумчанок из зала. И это было похоже даже на бегство. Из первых рядов было, конечно, никому не уйти: выглядело бы самоубийственно для карьеры и для бизнеса.
А вот задние ряды копили-копили, похоже, отрицательный заряд для выхода, да и накопили: сначала один несмело вышел, пробежался по широкому проходу между рядами, потом второй, третий… И в какой-то момент поток людей стал, похоже, по их же представлениям, безнаказанным (всех не перевешаете!) и в результате лавинообразным.
Но кое-кто, давайте будем справедливы, нашел в себе силы вернуться. И это выглядело даже похвальнее, чем просто не уходить.
Впрочем, не все так просто:
— У нас каждый шаг записан, каждый шаг,— через некоторое время предупредил российский президент — как будто бы модератора, и по другому поводу.
Владимир Путин хвалил российскую экономику за рост ВВП, настаивая, что общий рост ВВП был завязан далеко не только на оборонно-промышленный комплекс, как некоторые считают:
— За два года со знаком «плюс» отличились сельское хозяйство, промышленность в целом, строительный комплекс, логистика, сфера услуг, финансов и IT-индустрия, то есть практически все ключевые, системообразующие отрасли отечественной экономики.
Уровень бедности снижается, уровень безработицы не растет… А как иначе в такой стране, как Россия? Развитие цифровых платформ, скорость изменений, гибкость экономики, в том числе оборонной (вернее, сейчас наступательной). В докладе было много нюансов, интересных, как говорит господин Путин, терпеливому исследователю, но шансов заинтересовать глобальную аудиторию, тем более аудиторию, например, Глобального Юга, которую тоже подключили к трансляции, не было никаких.
— Глобальная экономика,— рассказывал российский президент,— переживает самую масштабную трансформацию за последние десятилетия. Страны мирового сообщества наращивают свой потенциал, изменяя баланс сил и всю экономическую картину планеты. Если в начале XXI века страны БРИКС, например, составляли пятую часть глобальной экономики — всего пятую часть, то сегодня это уже 40% глобальной экономики. И очевидно, что эта доля будет только расти — это, как говорят, медицинский факт, это будет происходить неизбежно, прежде всего за счет динамичных государств Глобального Юга.
В какой-то момент Владимир Путин перешел, как говорится, на личности:
— Если мы посмотрим, как накапливались средства, скажем в Соединенных Штатах, за последние десятилетия — именно элиты там получали основные доходы! Это же открытые данные! До рядовых граждан, до среднего класса эти сверхдоходы не доходили. В этом, может быть, и основа тех изменений, которые происходят, в том числе в политической сфере.
Президент России, хотя говорил уже не меньше получаса, был оживлен, временами смеялся, предлагал кого-то приободрить, кого-то просто похвалить — короче говоря, у него было все хорошо, он не скрывал этого и всем этого желал. И это было даже странно.
Президент Индонезии Прабово Субианто сразу, чтобы ни у кого не было никаких иллюзий, сказал, что «Индонезия — четвертая по численности населения страна в мире. Ежегодно появляется 5 млн новых индонезийцев, ежегодно — 5 млн новых индонезийцев. Это означает, что речь идет о населении Сингапура, через десять лет у нас будет десять «Сингапуров» в Юго-Восточной Азии».
— Я считаю,— рассказывал он,— что каждая страна должна следовать собственной экономической философии… Именно поэтому я выбрал путь компромисса, а именно: взять лучшее из социализма и лучшее из капитализма. Чистый социализм… Мы его видели, он не работает, это утопия! Чистый социализм — это то, что мы наблюдали на многих примерах, и действительно он, повторяю, не работает! А чистый капитализм приводит к неравенству, приводит к тому, что лишь малая доля населения пользуется благами, богатством. Но наш путь идет посередине.
И путь этот при новом президенте устлан розами:
— Я горжусь тем, что сейчас стою здесь и выступаю перед вами! — заверил он поредевшие ряды участников форума.— Я семь месяцев нахожусь на этом посту. За это время мы смогли обеспечить рост производства риса и кукурузы почти на 50%!
Вот о чем нужно говорить, чтобы всем стало ясно, что время на посту проходит не зря.
— Сейчас мы имеем 4,6 млн тонн риса в наших государственных хранилищах,— не удержался президент Индонезии от дополнительных подробностей.— Это крупнейший объем продовольственных резервов в истории Индонезии! Мы добились этого всего лишь за несколько месяцев, когда я находился на своем посту!
Все главное, что должен был и хотел сказать, он сказал. Чего же боле?
А, нет, Александра Пушкина цитировал потом другой спикер.
— Я хотел бы поделиться с вами небольшим рассказом,— продолжил он.— Вы знаете, меня спросили однажды: а почему я не поехал на встречу «большой семерки», а почему я поехал сюда, на Петербургский экономический форум? Дело в том, что не потому, что я не уважаю «большую семерку», нет. Дело в том, что я демонстрирую свою приверженность этому форуму, и я заявил о том, что я приеду сюда, до того, как меня пригласили на «семерку»!
Не в чем было упрекнуть такого человека. Всем все объяснил и никому не остался должен. И он хотел объясниться.
— Пожалуйста,— добавил президент Индонезии,— не надо пытаться читать между строк. Знаете, иногда политологи пытаются что-то такое вычитать между строк. Но Индонезия традиционно занимала позицию неприсоединения! Мы уважаем все страны, и наша внешняя политика очень простая. Буквально одна фраза: «Тысяча друзей — мало, один враг — слишком много». Мы хотим дружить со всеми, мы хотим, чтобы все были нашими друзьями.
И он снова перешел к главному:
— Я поставил следующую задачу — через четыре года самообеспеченность продовольствием. Я уверен, что мы сможем добиться этого гораздо раньше, буквально за текущий год. А через несколько лет мы станем чистым экспортером риса и кукурузы!
Представитель короля Бахрейна по гуманитарным вопросам и делам молодежи, командующий Королевской гвардией Насер Бен Хамад Аль Халифа признался, что он поэт.
— Люблю поэзию,— пожал он плечами в том смысле, кажется, что ничего не может с собой поделать: любит, и все тут.— Хотел бы упомянуть слова великого русского поэта Александра Пушкина в его известном стихотворении «Памятник». В этом стихотворении говорится: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Так вот эта мудрая политика, подобная словам Пушкина,— это ваша политика по отношению к народу. Эта политика не измеряется только цифрами!
И лучше командир Королевской гвардии выдумать не мог.
Выступили и остальные спикеры, но так не смогли.
С модератором было непросто. Как ответить на такой вопрос:
— Основная тема форума текущего года связана с общими ценностями в многополярном мире. Это очень амбициозная цель. Скажите, пожалуйста, что Россия привносит со своей стороны для решения этой задачи?
Как, отвечая, сказать про то, что говорил только что, и долго, но другими словами? Владимир Путин мучиться не стал и ответил теми же.
Надим Котейш перешел к практическим вопросам:
— Неважно, какую позицию вы занимаете по Ирану, когда мы пытаемся нормализовать сам факт того, что президент одной страны призывает к убийству президента другой страны… Можем ли мы говорить о том, что возникают какие-то новые правила? Очевидно, эти правила, если о них так можно говорить, противоречат тем ценностям, о которых мы здесь говорили, не правда ли?
То есть он подсказывал господину Путину правильный ответ.
— Здесь коллеги выступали, я стараюсь некоторые вещи помечать для себя для того, чтобы кое о чем потом вспомнить,— сказал, не обращая особенного внимания на вопрос, господин Путин.— Когда дискутировали с моим коллегой из Китайской Народной Республики, вы сказали так, я записал: «Российская Федерация и Китай формируют новый миропорядок».
Россия и Китай не формируют новый миропорядок. Мы его только оформляем.
Тут раздались долгожданные аплодисменты. И пора бы уже. А то как-то искусственно даже выглядела ситуация:
— Новый миропорядок возникает естественным образом. Это все равно что восход солнца. От этого никуда не деться. А мы его оформляем и, может быть, расчищаем дорогу для этого процесса с тем, чтобы он был более сбалансированным и отвечал интересам подавляющего большинства стран,— добавил господин Путин.