Состоялась 12-я церемония вручения Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро»
В Петербурге 8 марта в Театре имени Андрея Миронова, впервые без участия ушедшего из жизни руководителя театра Рудольфа Фурманова, прошла церемония награждения «Фигаро». Несмотря ни на что, Театру имени Миронова удалось в этот вечер собрать настоящую, а не самоназванную элиту театрального сообщества.
Феноменальный созидатель театра, «сумасшедший антрепренёр» Фурманов был ещё и прозорливым человековедом и, так сказать, «начальником отдела кадров» – отлично понимал, кого и к какому делу можно приспособить. Поэтому, когда умер президент премии «Фигаро» Валентин Гафт, он предложил занять эту должность Сергею Безрукову. По-моему, идеальное решение: при всей известности и неиссякаемом обаянии Безруков – человек воспитанный и довольно-таки интеллигентный. Он говорил не много и не мало, в самый раз, читал стихи Гафта и признавался, что не вполне уяснил для себя свои обязанности как президента премии. Да ладно, Сергей Витальевич, у вас одна обязанность – украшать нашу жизнь, и вы с ней прекрасно справляетесь.
«Фигаро» – единственная чисто актёрская премия в России – присуждается без всяких фальшивых соревнований и голосований. А просто изящную фарфоровую статуэтку, изображающую Андрея Миронова в роли Фигаро, каждый год дарят целой когорте замечательных артистов. Чей талант и труд весьма нелегко оспорить. Причём вручают «Фигаро» профессионалы того же ранга.
Судите сами: среди получантов этого года – Всеволод Шиловский, Мария Шукшина, Александр Адабашьян, Елена Санаева, Антон Хабаров, Олеся Судзиловская, Александр Филиппенко, Алексей Морозов и другие, а среди вручантов – Людмила Чурсина, Михаил Пореченков, Светлана Немоляева, режиссёр Валерий Фокин, композитор Максим Дунаевский, Ольга Волкова, Валентин Смирнитский, Юлия Рутберг, режиссёр Алексей Учитель… такого цветника не собирает ни одно мероприятие Петербурга. Этого добился Рудольф Фурманов, и его сыну Владиславу, вставшему на вахту после смерти отца, пока что удалось не уронить планку.
К немалому удивлению публики, мероприятие посетил губернатор города Александр Беглов, вручивший «Фигаро» актрисе Театра имени Ленсовета Ларисе Леоновой. Что бы вы что-то поняли о жизни Леоновой, сообщу одно: она родилась в январе 1941 года. Замечательная острохарактерная актриса, Леонова поделилась с публикой юмористическим списком несыгранных ролей (Золушка, Дюймовочка) к вящему хохоту публики. Могу сказать как зритель, проведший в Театре Ленсовета всю молодость, Леонова всегда чётко осознавала свои возможности и играла точно, вдохновенно, мастерски – что делает и сегодня.
Не всем же достаются такие подарки от природы, как вечно цветущей Марии Шукшиной или прелестной Олесе Судзиловской, которая получила награду из рук народной артистки СССР Людмилы Чурсиной (они вместе играли в фильме «Орлова и Александров»). Но свою нестандартную внешность тоже можно сделать отличным материалом для творчества, как это удалось вручантам Юлии Рутберг и Ольге Волковой. В конце концов, трудно поверить, но сам Андрей Миронов в юности был нехорош собой, о чём рассказала зрителям Елена Санаева, учившаяся с Мироновым в одной школе. Нелепый, полноватый, с проблемной кожей мальчик сумел весь свой наличный физический материал полностью преобразить – и стать блистательным и неотразимым.
И всё ж таки красавцы тоже нужны. И единственный вид несправедливости, который всех нас устраивает, – это когда красивый артист оказывается ещё и талантливым, мы прощаем Богу и природе такой избыток ресурса! Я сказала это, вручая «Фигаро» актёру Антону Хабарову, в компании с Безруковым и Пореченковым, к которым это тоже относилось в полной мере. Антон много и успешно снимается в сериалах, однако я его видела на сцене Театра Маяковского и Губернского театра, где он отличился в ролях чеховского репертуара. У Хабарова непривычный для московского актёра задумчивый вид, и от него мы можем ждать много удивительного.
Зритель порадовался за патриарха – Всеволода Шиловского – как-то этот блистательный мастер недообласкан общественным вниманием. В последнее время Шиловский занят своим театром-студией, формирует новых артистов, и я нисколько не сомневаюсь в его педагогическом даре. С болью вспомнил Всеволод Николаевич раскол в 1980-х его любимого МХАТа, да что там МХАТ! От всего великого театра, на котором я выросла, остались одни руины, руины, руины. Поэтому так и дорожим мы теми, в ком ещё горит огонь и кто упрямо предан идеалам русского театра.
Впрочем, и на руинах кое-что отстраивается – специальный приз премии «Фигаро» был присуждён Виктору Минкову, художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Приют комедианта». Этот театр близок по типу Театру имени Миронова, а его толковый и умелый вождь несколько напоминает своей энергией и предприимчивостью Рудольфа Фурманова, вот разве что в кино злодеев не играет, как Рудольф Давыдович.
Наталья Андрейченко не смогла приехать из Мексики, прислала видеообращение, однако на сцену поднялся её бывший муж Максим Дунаевский и задушевно спел свою песню «Ветер перемен» из фильма про Мэри Поппинс. При всей любви к композитору замечу – ох и достал нас, Максим Исакович, этот ваш ветер перемен. «Он придёт, он будет тёплый, ласковый, ветер перемен!» Ага, тёплый ласковый. С 1991 года твёрдой земли под ногами нет…
Концертная часть была скромной – пели вручанты, артист Андрей Анкудинов и Владимир Гусев, актёр из Ярославля (он также много снимается в кино). Гусев передал «Фигаро» почтенной мастерице из Петрозаводска (театр драмы Республики Карелия) Елене Бычковой, актрисе с изумительно красивым и благородным лицом. Совершенно обворожил зрителей сценарист, художник и артист Александр Адабашьян, который, как оказалось, владеет даром импровизации. Он может моментально сочинить стихи на любую тему в стиле любого поэта. Безруков умолил Адабашьяна включить дар, и тот реально в единый миг продемонстрировал публике несколько импровизаций. Уникум!
Провели церемонию артисты Театра имени Миронова Марианна Семёнова и Олег Куликович, Марианна заменила ушедшую из жизни замечательную Инну Волгину, которая вела «Фигаро» 10 лет…
В итоге скажу: жизнь должна идти и продолжаться, да она и так идёт и продолжается, и хотелось бы, чтоб это было достойным образом. Рудольф Фурманов создал здоровое, отличное дело, к которому потянулись люди, разжёг на Петроградской стороне костёр, у которого хоть немного можно согреться. Даже сегодня. Вот и всё.
Подписывайтесь на Аргументы недели: Яндекс Новости | Яндекс Дзен | Telegram
Источник: argumenti.ru