В России установлены нормативы по уборке улиц от снега
Шутки о том, что зима в России всегда наступает неожиданно, а снегопады всегда сродни стихийному бедствию, уже давно никого не смешат. Что немудрено: несмотря на лавину бодрых бюрократических рапортов об «оперативных мерах» и количестве единиц снегоуборочной техники в огромном количестве населённых пунктов, люди каждую зиму неизменно ломают ноги на снежных колдобинах и вязнут в сугробах и снежной каше на тротуарах. Между тем на уборку пешеходных пространств от снега в РФ существует свой строгий регламент, нарушение которого вполне может стать основанием для жалоб и штрафов.
Регламент по уборке улиц в России, что называется, проверен временем: соответствующие нормы вступили в силу и не менялись аж с 1978 года. Называется этот документ Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населённых мест (утверждена Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12.07.1978). Он действует на всей территории РФ вне зависимости от региона. Документ работает в «тандеме» с ГОСТ Р 50597—2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Именно в этих документах прописаны все основные требования к чистоте дорог зимой, обязательные к соблюдению жилищно-коммунальными службами. Рассмотрим эти нормы подробнее.
Отметим, что нормы по наличию снега на пешеходных территориях делятся на 2 группы: во время снегопада и после него. Так, во время снегопада допускается наличие снежного покрова высотой от 5 до 12 см (в зависимости от категории улицы, которая, в свою очередь, зависит от её проходимости). После снегопада в регионах с холодными зимами и устойчивым снежным покровом в зимнее время (фактически это все регионы страны за исключением Южного федерального округа) допускается снежный покров из утоптанного снега не выше 6 см.
Соответственно, требовать очистки снега до асфальта правомерно разве что на юге страны. Неровности на утоптанном снегу возможны, но не выше и не глубже 4 сантиметров. Также нормативные документы предписывают посыпать тротуары песком и другими антискользящими средствами не позднее чем через 3 часа после окончания снегопада. Если же на тротуаре образовалась наледь, на её ликвидацию нормативные документы отводят от 12 часов до суток.
Содержатся в документах и требования к времени приведения пешеходных зон в порядок с момента окончания снегопада. Нормативы зависят в первую очередь от проходимости улиц. Итак. Территории с проходимостью от 100 до 250 человек в час должны чиститься в течение 1 и 2 часов соответственно. Улицы и переулки, где проходит менее 100 человек в час, должны быть приведены в порядок в течение трёх часов.
Тем не менее, как показывает практика, даже уборка снега не всегда становится гарантией удобства пешеходов. Убранный снег коммунальщики зачастую предпочитают не вывозить, а складировать огромными кучами, создавая массу неудобств. Впрочем, на эти случаи на нерадивых уборщиков тоже существует управа в строках упомянутого выше ГОСТа. В частности, там прямо указано, что складировать снег на тротуарах и газонах запрещено. Кроме того, в документе прописан запрет на складирование снега ближе чем в 15 метрах от пешеходного перехода.
Свои нормы существуют и на предмет вывоза убранного снега. К слову, вариант складирования снега упомянутая выше «Инструкция…» также допускает. Однако строго оговаривает возможные места такого складирования. Согласно документу, к ним относятся разделительные полосы дорог более чем пятиметровой ширины, так называемые лотковые части дорог (0, 5 м около бордюра), а также пустыри. С остальных городских территорий, где кучи снега могут помешать движению пешеходов и транспорта, снежные валы по нормативам должны убираться в срок от 6 до 12 (на наименее проходимых улицах) дней с момента окончания снегопада.
Все озвученные выше требования, как уже говорилось, универсальны для всей территории страны. Тем не менее на основании данной «Инструкции…» и ГОСТа каждый регион формирует свои документы, регламентирующие уборку улиц в соответствии со своими климатическими условиями (и разумеется, финансовыми возможностями). При этом, что очевидно, противоречить указанным выше нормам они не должны.
Источник: argumenti.ru